Вход

Регистрация
Главная
 
МБДОУ №109 "Детский сад комбинированного вида" 
Меню сайта
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 78
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

         «Развитие креативности у ребенка»

 

Материал представлен педагогом дополнительного образования (ИЗО) МБДОУ №109 Курулюк Т. С.

 

                                                                                                                                                                     

                                                                                                        У каждого из нас

                                                                                    Внутри талант таится

                                                                                    И очень важно в детстве

                                                                                    Дать ему раскрыться.

Креативные люди — двигатель человечества. Именно они приносят в нашу жизнь что-то новое, вырываются за рамки того, что считалось единственно возможным

Сегодня всё большее внимание уделяется развитию творческих способностей, креативности ребёнка дошкольного возраста. Э. Фромм сформулировал понятие креативности как «способность ребёнка, взрослого удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».

Именно детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Но, к сожалению, эти возможности с течением времени постепенно утрачиваются, поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их в дошкольном возрасте, когда дети чрезвычайно любознательны, имеют огромное желание познавать окружающий мир.

В наше время нельзя прожить без умения нестандартно и оперативно мыслить.

Но к сожалению большинство думает, что креативность и творчество одно и тоже. Это мнение ошибочно. творческий процесс зависит от вдохновения автора, его способностей, традиций, которым придерживается. Когда говорим о креативном процессе, то его основой является практический, материальный элемент, а именно первоначальное понимание для чего что-то создается, для кого это создается, каким образом это создавать, а так же, что нужно создать.

 Осознание ответов на данные вопросы и организация работы по собственным правилам гарантируют наибольший результат представление плодов работы окружающим. Обычно, писатели, художники и другие творческие личности не задаются такими вопросами и просто творят, следуя своему настроению и вдохновению. Поэтому креативность и творчество разные вещи.

Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовныъх ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. 

Креативность (от англ. creativity) - уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Первоначально креативность рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем креативности. Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта коррелирует с креативностью до определенного предела, а слишком высокий интеллект препятствует креативности. В настоящее время креативность рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависимая от целого комплекса ее психологических характеристик. Соответственно, центральное направление в изучении креативности - выявление личностных качеств, с которыми она связана. 

 Что такое креативное мышление? Креативное мышление является противоположностью шаблонности – узость выбора во время поиска вероятных решений, одинаково предвзято относится к разным проблемам. Благодаря креотивности появляются необычные мысли, находятся новые решения прежних проблем, отходят в сторону избитые не интересные идеи, исчезает первичный взгляд на вещи. многочисленные исследования показали, что обладатели высокого IQ владеют креативностью.

Безусловно, существуют люди которое обладают этим талантом с детства. В основном, они открыты и инициативны. По меньшей мере такая личность исключительна и обладает творческой натурой.

Большинство тестов подтверждают, что все дети чрезвычайно креативны. Но с годами у них формируется шаблонность в мышления, которая сводит к нулю способность к нестандартному мышлению.

Под креативностью психологи понимают способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем. Креативность является полной противоположностью шаблонному мышлению. Она уводит в сторону от банальных идей, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения. Исследователи интеллекта давно пришли к выводу о слабой связи творческих способностей человека со способностями к обучению и интеллектуальными способностями. В творческой активности важную роль играют особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать все новые и новые идеи. Творческие способности могут проявляться в различных видах деятельности. На волнующий многих родителей вопрос, можно ли их развить, можно ли обучить креативности, психологи отвечают: да. Это связано с тем, что дошкольный возраст является очень восприимчивым, пластичным, здесь появляется такая психическая функция, как воображение. Другими словами, возраст от трех до семи лет наиболее благоприятен для развития креативности. Вот почему  развитие креативности у ребенка нужно начинать с самого раннего возраста. Хотя, фраза «развитие креативности у ребенка» - креативность у ребенка присутствует всегда. Другое дело, что мы не даём ей возможности получить полноценное развитие… Например, когда ребенок рисует, можно часто услышать от родителей фразу вроде: «Ну где ты видел зеленого зайца?». Все, процесс безграничного творчества натыкается на стену стандартов и развитие творческого потенциала ребёнка тормозится. 

Первый кризис креативности ребенка случается в первом классе. К сожалению, вся система образования нацелена не на развитие ребенка, а на заталкивание в его сознания уймы необходимых или совсем ненужных знаний и навыков, а возможно, и штампов. В это время важно не затормозить развитие ребенка, дать возможность выходу творческой энергии. 

Для этого сначала стоит определиться с тем, что подразумевается под творческим потенциалом. Это совокупность таких  показателей как беглость и гибкость мысли (это количество идей возникающих за единицу времени и способность быстро переключаться с одной идеи на другую), любознательность, точность мысли, её смелость. 

Гибкость мысли позволяет избегать однообразия методов решения проблемы, возможность  быстро откинуть ложные гипотезы.

Любознательность это способность удивляться, не терять интерес к жизни. Вот в этих направлениях и стоит начинать развитие ребёнка. Первое, что стоит запомнить при этом – выбор занятия должен принадлежать ребёнку. Развитие творческого интеллекта ребенка должно начинаться с того, что ему ближе всего – с игры. 

Если это игрушка, то лучше всего пусть это будет конструктор или кубики. Если это кукла, то пусть ребенок шьёт на неё платья, если это машинка, то пусть это будет модель машины, дающий ребенку простор для фантазии. 

Даже в процессе обучения развитие творческого потенциала  ребёнка не должно натыкаться на  набор стандартных решений и ответов. Очень важно то, какими  задачами  будет стимулироваться развитие ребенка: закрытого типа, с единственно верным ответом или же открытого, предполагающими полную самостоятельность выбора решения и множеством  правильных ответов. Причем, речь идет не только  о математических задачах. Необходимо научить ребенка верить в то, что все его мысли верны и заслуживают внимания. Порой детей ругают за то, за что неплохо  бы похвалить. Прежде чем наказать ребенка, подумайте, может он проявил инициативу, а не баловство. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был  креативным, не бойтесь сами быть таковыми, откиньте все штампы и живите как дети: проверяя все на своём опыте и будьте открытыми для всего нового. 

Дайте ребенку выразить своё неповторимое отношение к миру, дайте возможность изменить его в меру детских силёнок.

Качества и способности, которые мы получаем, развивая креативное мышление:

  1. - Гибкое, беглое и оригинальное мышление. Умение расширять интеллектуальное поле поиска, не отказываясь от необычных вариантов.
  2. - Это становится возможным при включении ассоциативного мышления, воображения, способности рассмотреть проблему с разных сторон.
  3. - Повышение ценности интеллекта. Самообразование и саморазвитие, личная и личностная свобода, способность и готовность меняться в зависимости от обстоятельств.
  4. - Открытость новому. Креативные люди первыми реагируют на перемены и не подвержены (по крайней мере, в меньшей степени, чем простые обыватели) стереотипам, предубеждениям и предрассудкам.
  5. - Креативный человек практически всегда успешен, он легко находит применение своим способностям. Фразы «меня никто не понимает», «этот мир не для таких ярких личностей как я», сразу говорят о том, что перед вами его полная противоположность.
  6. - В общем, стандартное мышление в современном мире, это прямой путь к неудачам и ошибкам в бизнесе и лучшее лекарство от него — креативность.

Рекомендации для раскрытия креативного мышления:

  1. Осознано стараться  дать проявлять неординарность и предлагать новые идеи. Не дать проявится волнению о том, что подумают окружающие.
  2. Стимулировать стремление выходить за рамки в процессе развития мышления, дать возможность не обращать внимание на запреты, созданные культурными традициями общества. Если произошла ошибка в чем то, направить мысли о рассмотрении иных вариантов, постараться найти новые решения.
  1. Дать раскрыться для обсуждений и ли просто выговориться, обсудить свои догадки, идеи.
  2. Уметь находить объяснения для странных и не обычных для ребенка  вещей.
  1. Отказаться от кумиров и авторитетов(художники – классики, поэты, писатели), все люди ошибаются и они не исключение.
  1. Не боятся быть самим собой.
  2. Быть смелым и уверенным в своих размышлениях, отказаться от правил (стереотипов).
  1. Научить ребенка мыслить не зависимо избавиться от шаблонности которые мешают проявлению креативности.
  2. Арт – терапия в образовании – это системная инновация, которая характеризуется:

 – комплексом теоретических и практических идей, новых технологий;

 – многообразием связей с социальными, психологическими и педагогическими явлениями;

 – относительной самостоятельностью (обособленностью) от других  составляющих педагогической действительности (процессов обучения, управления и др.);

 – способностью к интеграции, трансформации.

Ребёнок в Арт – терапевтическом процессе приобретает ценный опыт креативных изменений. Постепенно происходит углублённое самопознание, самовосприятие, гармонизация развития, личностный рост. 

Арт-терапия (от англ. art - искусство; therapy - терапия, лечение) - это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние человека.

Современное слово  XXI века:

КРЕАКРАТИЯ   – трансформация мышления и поведения под задачу.

Этот метод был создан для эффективного решения задач личностного, профессионального, мотивационного роста и развития людей, раскрытия их креативного потенциала.

КРЕАКРАТИЯ – один из самых мощных инструментов личностного роста и раскрытия креативного потенциала на русскоязычной и русско-смысловой территории. По типу практик КРЕАКРАТИЯ - это коучинг – метод, направленный на решение личностных задач развития.

По фундаментальности – это Альфа-метод,позволяющий работать с первичными, базовыми, фундаментальными смысловыми и эмоциональными, глубинными слоями сознания и бессознательного, порождающий стойкий, долгосрочный трансформационный эффект и быстрый устойчивый результат.

Список используемой литературы:

[Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - C.380].

[Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - C.173].

Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития,2007.

Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной   психологии.   Вопросы психологии. — 2008. — № 4.

 Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Журнал практического психолога. - 1998. - № 4. - С.83.

 Батоврина Е. Креативность: дань моде или необходимость? 10 способов сломать рамки шаблонного мышления // Управление персоналом. - 2004. - № 20.

 Белова Е.С. Выявление творческого потенциала дошкольников с помощью теста Е.П. Торренса // Психологическая диагностика. - 2004. - № 1. - С. 21-40.

 Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. - М.: Фолио-Аст, 2002.

 Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1972.

Гин, А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителей. — Луганск: Учебная книга, 2003. — 84 с. 2-е изд., доп., перераб., Луганск: Учебная книга, 2006, 100 с. Савенков А. И. Основные подходы к разработке концепции одаренности // Педагогика. — 2008. — № 3.

 

 

 

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Гос услуги
  • Городской Центр Энергосбережения

  • Copyright MyCorp © 2019
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz