Вход

Регистрация
Главная
 
МБДОУ №109 "Детский сад комбинированного вида" 
Меню сайта
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 67
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Консультация учителей – логопедов МБДОУ №109

 

«Особенности развития речи детей с амблиопией и косоглазием»


В жизни человека речь выполняет функцию обозначения окружающих предметов и явлений, обобщения и общения. При помощи речи человек передает другим свои мысли, выражает свое отношение к сообщаемому, свои эмоции. Значение каждой из указанных функций говорит о тесной связи речи с мышлением человека.

Все виды речи развиваются в процессе овладения языковыми и неязыковым средствами общения. К языковым относят фонематический состав, словарный запас и грамматический строй, а к неязыковым – мимику, интонации, жесты и другие выразительные средства.

Становление речи слабовидящего идет по тем же законам, что и у нормально видящих, но в более сложных специфических условиях, отражающихся на динамике развития и накопления языковых средств, выразительных движений, своеобразии соотношения слов и образа, содержании лексики, некоторым отставании формирования речевых навыков и языкового чутья.

Зрячий ребенок комбинирует зрительную информацию с информацией, полученной от других органов чувств. Бедный чувственный и практический опыт слабовидящих приводит к разрыву связи между словом и образом предмета. Формальное ознакомление со многими объектами окружающего мира провоцирует нарушение понимания смысловой стороны слова, невозможность отражения многообразия признаков предмета и явлений.

Опыт показывает, что речевые нарушения у детей с глубокими нарушениями зрения встречаются значительно чаще, чем у зрячих. Причем они носят комплексный характер, затрагивая все структурные компоненты речи.

Причинами сужения сферы общения у детей с глубокими нарушениями зрения могут быть:

- ограничение возможностей подражательной деятельности;

- сужение познавательного процесса;

- уменьшение возможностей развития двигательной сферы;

- средовые условия воспитания и общения.

Основной контингент детских садов IV вида составляют дети с амблиопией (снижение зрения) и косоглазием. У большинства из них эти нарушения врожденные. В некоторых случаях зрительная недостаточность развивается на фоне других аномалий ЦНС.

Нарушения зрения обычно сопровождаются вторичными отклонениями, природа которых разнообразна. Глубокое нарушение зрения отрицательно сказывается на нервно-психическом статусе детей, значительно снижает их двигательную активность и ориентировку в пространстве, влияет на развитие познавательной деятельности и формирование общего речевого статуса.

Дети – логопаты с нарушением зрения не в состоянии полноценно овладевать учебным материалом на занятиях в группе, поскольку у них наблюдаются не только речевые проблемы, но и нарушения внимания, памяти, быстрая истощаемость нервной системы.

Общая особенность таких детей - нарушение словесного опосредования. Это очевидно при дефектах зрения, когда непосредственный зрительный анализ сигналов страдает меньше, чем словесная квалификация его результатов. Если ребенок правильно называет предмет, это не значит, что у него имеются четкие представления о нем. Это объясняется трудностями установления предметной соотнесенности слова и образа, правильного употребления слов в речевой практике. Верно обозначенные словом признаки предметов вычленяются и становятся объектами познания. Речь — мощное компенсаторное средство: она облегчает сравнение признаков предметов, актуализирует прошлые представления и дает возможность создавать новые, способствует расширению кругозора детей.
Недостаток активного общения с окружающим миром и взрослыми в доречевой период, небольшие возможности подражательной деятельности, сужение познавательного процесса, уменьшение развития двигательной сферы, средовые условия воспитания обусловливают замедленный темп развития речи детей с нарушениями зрения. Ограничение визуального контроля за языковыми и невербальными средствами общения приводит к тому, что у детей с нарушением зрения проблемы со звукопроизношением (сигматизмы, ламбдацизмы, ротацизмы) встречаются в 2 раза чаще, чем в норме.
         Дети с амблиопией и косоглазием хотя и не относятся к слабовидящим, так как у них в большинстве случаев страдает один глаз, а здоровый обладает относительно высокой остротой зрения, но имеют общие с ними особенности. Монокулярный характер зрения таких детей отрицательно сказывается на формировании зрительно-простраственных представлений об объеме, протяженности и трехмерности пространства.
           Нарушение зрения детей сказывается прежде всего на их восприятии. Отмечается замедленность, фрагментарность, искажение зрительного восприятия изображений на картинках, замена одних предметов другими при экспозиции в непривычном ракурсе, что объясняется узостью обзора, особенностями монокулярного зрения, недостатками прошлого чувственного опыта. Неточные представления об окружающем предметном мире провоцируют накопление в речи детей слов без конкретного содержания. Это является причиной недоразвития смысловой стороны речи и трудностей в развитии познавательной деятельности дошкольника.

Для речи детей со зрительной патологией характерны дефекты произношения звуков, замены, пропуски, перестановки звуков и слогов, смешение звуков, близких акустически и артикуляторно, аграмматизмы. Это связано с ограниченными визуальными возможностями контролировать языковые средства общения. Дефекты звукопроизношения обычно не исчезают без специальной логопедической помощи.

Для слабовидящих детей, способных частично воспринимать речь зрительно, типичной ошибкой является нарушение звукобуквенного состава слов. Не видя точно артикуляцию  каких-либо звуков, ребенок искажает слово, неверно запоминает его и поэтому также искаженно произносит и пишет. Это бывает даже в тех случаях, когда дети умеют правильно произносить звуки как таковые. Кроме того, они отчетливо воспринимают только ударные части слова, а приставки, окончания, которые в русском языке обычно безударные, видят недостаточно ясно. Если в устной речи некоторые ошибки такого рода могут остаться незамеченными, на письме они проявятся обязательно.

Недостаточное осознание семантики понятий приводит к формальному усвоению знаний. Недоразвитие речи затрудняет осмысливание материала, ведет к механическому его запоминанию и лишает детей возможности применять полученные знания в учебной и игровой деятельности.
В условиях зрительно-сенсорной недостаточности у детей с амблиопией и косоглазием возникает некоторая обедненность чувственной стороны речи, сказывающаяся на развитии речевой системы в целом: в особенностях накопления словаря, понимании смысловой стороны речи и функционального назначения слова, в овладении грамматическим строем речи, развитии связной речи, в усвоении выразительных средств.

учитель – логопед – Геленко Е.Ю.

учитель – логопед – Ерёмина Н.Г.

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Гос услуги
  • Городской Центр Энергосбережения

  • Copyright MyCorp © 2018
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz